Безработная мать-одиночка из Ивантеевского района Саратовской области, на иждивении у которой двое дочерей (одна из них страдает тяжелым заболеванием), оказалась на скамье подсудимых.
Причина возбуждения дела — женщина несколько раз помыла полы в одном из местных кафе, в то же самое время получая пособие по безработице. Суд вынес обвинительный приговор по статье УК России «Мошенничество» и обязал ее к 120 часам принудительных работ. В настоящее время саратовская областная прокуратура выступила с инициативой отменить приговор в отношении матери-одиночки.
История Ольги Журавлевой – яркий пример той ситуации, которая сложилась во многих регионах России, где люди готовы работать, но не имеют такой возможности, соглашаясь на «серые» схемы и другие варианты элементарного выживания.
Еще летом этого года мать-одиночка работала мастером на местном кирпичном заводе, однако на зиму завод «законсервировали». Сказывается серьезный кризис, накрывший строительную отрасль страны, – падение реальных доходов населения имеет прямую корреляцию с сокращением объемов возводимого жилья, производственной и коммерческой недвижимости.
Ольге Журавлевой пришлось отправиться на сельскую «биржу труда», где ей предложили пройти обучение на оператора ЭВМ. Согласитесь, данное предложение Центра занятости вызывает, мягко говоря, вопросы по поводу адекватности внесенного предложения. Ведь в сельской местности, конкретно в селе Ивантеевка, компьютерщики попросту не нужны.
В деревне вообще сложно трудоустроиться, особенно когда на руках двое детей, а одному из них, страдающему серьезным заболеванием, постоянно необходимы медицинские препараты. Мать остается матерью даже в самой безвыходной ситуации. Порой ей приходится идти на формальное нарушение закона и соглашаться с «левыми» подработками, потому что на пособие элементарно невозможно прожить. Срочно понадобились средства на лекарства для ребенка, и Ольга «перешагнула за букву закона».
Работники кафе по собственной инициативе, как утверждает мать-одиночка, за две уборки помещения заплатили ей «по-черному» (без уплаты налогов) в общей сложности 3 тысячи рублей. Оперативники местной полиции возбудили в отношении О. Журавлевой уголовное дело по статье УК России «Мошенничество при получении выплат». По мнению правоохранителей, получая пособие по безработице (4,9 тысячи руб.), она не имела права заниматься уборкой за денежное вознаграждение.
Позже, когда обвинение представило доказательную базу совершенного «преступления», их допросили в суде в качестве свидетелей, и они подтвердили факт «левого заработка». Уголовный кодекс за данное правонарушение предусматривает штраф до 120 тыс. руб. или арест сроком на четыре месяца. Ольге суд назначил 120 часов обязательных работ.
«Знакомые девчонки в кафе попросили помочь с уборкой, я согласилась, договорились, что они позволят забирать помои, у меня у родственников подсобное хозяйство», — рассказала саратовским журналистам «мошенница».
Как сейчас выясняется, в отношении матери-одиночки была проведена целая оперативно-следственная операция. В местное отделение полиции информация о «мошенничестве» уборщицы поступила еще весной, однако Центр занятости продолжал выплачивать Журавлевой пособие по безработице, видимо, чтобы подвести ее под статью Уголовного кодекса.
И в правоохранительных органах, и в Центре занятости утверждают, что мать-одиночка нарушила закон — встав на учет по безработице, она взяла на себя обязательство сообщать о своих иных доходах. Ольга Журавлева этого не сделала, а значит, согласно действующему законодательству, виновна.
По мнению юриста Алексея Петропольского, процесс и судебное решение по матери-одиночке – показательный процесс, который дал старт новой кампании против тех, кто формально нигде не работает.
«Это так называемое начало показательной порки самозанятых. Увы, но у нас в стране насчитывается от 15 до 20 миллионов человек, которые нигде формально не работают. Кто-то из них получает выплаты. И к ним сейчас особо пристальное внимание. Внимание банков, внимание правоохранительных органов. И мы увидим еще огромное количество таких уголовных дел», —
— рассказал юрист Царьграду.
По словам Петропольского, по факту каждый человек, который сейчас получает деньги на карту либо наличными, где-то подрабатывая, но при этом не отчисляя никаких налогов, попадает в зону риска. «При этом эта зона риска не ограничивается только 152-й статьей. Есть и 159-я статья, если хотите, даже 210-я — «Организованная преступная группа», если таких людей будет человек 5-7 и все вместе они скооперируются».
Господин Петропольский привел следующий пример: допустим, сидят фрилансеры, арендуют офис, все вместе берут заказы, представляясь некой фирмой или сообществом. По сути, это преступное сообщество, которое не платит налогов, организовало бандгруппу, отметил юрист.
Даже если подходить к данному процессу исключительно формально, возникает вполне справедливый вопрос: почему воспитание двух иждивенцев не стало в судебном разбирательстве смягчающим обстоятельством? Ведь это очевидный факт для любого первокурсника юрфака.
Другой важный момент. Саратовские правоохранители достигли максимальных успехов и побороли в области всю преступность, коль на мать-одиночку были брошены силы и проведены оперативно-следственные мероприятия? Ответы очевидны – нет. Уже известно, что прокуратура Саратовской области выступила с инициативой отменить приговор Ольге Журавлевой, сообщает пресс-служба ведомства. Сотрудники надзорного органа провели дополнительную проверку и пришли к выводу, что дело является малозначительным. Приговор будет обжалован в апелляционной инстанции.
Дело саратовской матери-одиночки, по всей видимости, спустят на тормозах. Однако данный факт не означает, что подобные процессы не станут массовым явлением в связи со сложной ситуацией в экономике в целом и на рынке труда в частности. Сколько матерей и отцов ради куска хлеба для своих детей готовы работать «всерую», формально нарушать закон?! Миллионы, судя по тому, что правительство каждый год не может их обнаружить в легальном поле.
Не пора ли на государственном уровне озаботиться данной проблематикой, найти варианты выхода из патовой ситуации, стимулировать бизнес и граждан на отказ от серых схем? Вместо этого мы видим карательные судебные решения в отношении отчаявшейся матери-одиночки, которую записали в мошенницы только потому, что ей необходимо было купить лекарства своему больному ребенку.
Как не вспомнить слова главы государства Владимира Путина, выпускника юридического факультета Ленинградского госуниверситета, который, комментируя другое судебное решение, испытал самый настоящий шок и поставил под сомнение профпригодность тех, кто выносит в стране приговоры:
Не знаю, кто мне это передал. Постановление суда. В постановлении судьи написано: такой-то — фамилия — и дальше — совершил преступление путем написания заявления в облпрокуратуру. Я, когда читаю подобные решения, у меня просто волосы, оставшиеся, на голове дыбом встают. Что это такое? Совсем с ума сошли что ли? Просто удивительно.
Подобные эпитеты можно адресовать саратовскому суду и местным правоохранителям, которые признали несчастную мать-одиночку… преступницей, совершившей мошеннические действия. Господа, вы совсем с ума сошли?