Долой картели: как помирить ФАС и бизнес

Последние несколько лет Федеральная антимонопольная служба активно стремилась к расширению своих полномочий по борьбе с картелями и ужесточению ответственности для бизнеса

Действующее законодательство, по мнению руководителей ФАС, не позволяет антимонопольной службе в полной мере эффективно выявлять и пресекать картельные сговоры, добиваясь привлечения виновных лиц к справедливому наказанию. В результате ущерб для страны оценивается на уровне 2% ВВП, а это значит, бюджет страны теряет сотни миллионов рублей ежегодно.

В этой связи ФАС постоянно выступает с различными законодательными инициативами, из года в год выдвигая все более жесткие антимонопольные пакеты поправок и обращая внимание властей на неутешительную статистику по картельным делам, реально доведенным до суда. В результате президент Владимир Путин в августе прошлого года утвердил целый перечень поручений, направленных на борьбу с картелями.

Проблемы ФАС

В прошлом году антимонопольной службе удалось выявить более трехсот сговоров на торгах, но реальных уголовных дел правоохранителями было возбуждено только семь. А годом ранее и того меньше — всего три уголовных дела.

При этом количество картелей и иных правонарушений по направлению деятельности ФАС неуклонно возрастает. В своем интервью для «Консультант Плюс» начальник антикартельного управления ФАС Андрей Тенишев указывал, что за 2016 год число картельных сговоров увеличилось почти на 18,5%, а число сговоров на торгах возросло до 28,5% по сравнению с показателями предыдущих отчетных периодов. При этом, по мнению Тенишева, это только часть от целого, поскольку картельные сговоры отличаются высокой латентностью.

У ФАС еще есть ряд проблем, связанных с выявлением нарушений: отсутствие соответствующих полномочий у инспекторов (пределы их компетенции в настоящее время заканчиваются на сборе и передаче материалов по выявленному картелю правоохранителям) и неуклонный рост картельных соглашений, подкрепленный чувством безнаказанности предпринимателей. Еще одним фактором, влияющим на работу ФАС, является ненадлежащий интерес правоохранительных органов к антимонопольным делам из-за сложности сбора доказательной базы и отсутствия компетенции в сфере антимонопольного регулирования. Самые крупные компании, используя лазейки в законодательстве, оспаривают решения ФАС и легко уходят от административной ответственности и многомиллионных штрафов.

Курс на ужесточение

В рамках работы по президентскому поручению уже в январе этого года ФАС разработала новый пакет жестких поправок в антимонопольное законодательство, а также в УК, УПК, КоАП и закон об ОРД. Сейчас все указанные законодательные инициативы уже прошли или находятся на стадии подготовки заключения ОРВ (оценки регулирующего воздействия), после чего они будут направлены на рассмотрение в правительство. В частности, поправки в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство уже получили одобрение Минэкономразвития, и в случае их принятия предполагают новые правовые возможности для ФАС: получение материалов ОРД (материалы доследственной проверки), процессуальных объяснений у субъектов предпринимательской деятельности по любым вопросам, возникающим к ним у антимонопольного ведомства, возможность самостоятельно производить выемку интересующей ФАС документации компании в рамках выездной проверки, получать доступ к материалам дел, которые содержат охраняемую законом тайну и персональную информацию (в том числе доступ к телефонным переговорам и переписке).

Расширение полномочий до указанного объема фактически означает, что ФАС приобретает статус полноценной правоохранительной структуры. Кроме этого, в законопроекте речь идет об ужесточении уголовной ответственности по картельным сговорам. В частности, ФАС предлагает увеличить сроки лишения свободы за участие в картельном сговоре для обычных лиц до четырех лет (сейчас три года), для руководителей и акционеров — до восьми лет (сейчас четыре года), пятикратно увеличить штрафные санкции до 2-3 млн рублей (сейчас от 300 000 до 500 000 рублей), ввести конфискацию денежных средств, ценностей и имущества, приобретенных в результате картельного сговора.

Бизнес проявляет беспокойство

Представители бизнес-сообщества в это время выражают серьезную обеспокоенность инициативами антимонопольного ведомства и уже обратились с письмом к премьер-министру. В нем предприниматели просили не только отклонить новые поправки в законодательство, но также и декриминализировать уже существующие составы преступлений по картелям в полной мере, а если это не представляется возможным, то, по крайней мере, поднять планки по ущербу для государства и доходам компаний от картельных соглашений, подлежащих уголовному преследованию. Письмо пока находится на стадии рассмотрения, позиция Дмитрия Медведева по этому вопросу неизвестна.

Что касается ФАС, то представители ведомства еще на стадии публичных обсуждений выразили готовность пойти на некоторые уступки, но только в рамках конструктивного диалога с бизнесом. Доработанная по итогам обсуждения текущая версия законопроекта предполагает двукратное увеличение порогов по государственному ущербу и доходам картельщиков. И, по словам статс-секретаря антимонопольного ведомства, они готовы повышать указанные пороги еще больше. По мнению ФАС, для крупных картелей необходимо ужесточение уголовного наказания, а для мелких картелей будет достаточно административной ответственности с применением значительных штрафных санкций. Столкнувшись однажды с крупными штрафами, неотвратимостью ответственности и угрозой уголовного преследования, многие представители бизнеса могут задуматься и отказаться от совершения правонарушений и преступлений в сфере антимонопольного законодательства.

Представляется, что и претензии ФАС, и опасения бизнес-сообщества являются вполне обоснованными. Устойчивый рост картельных сговоров, безусловно, нельзя оставлять без внимания, но с другой стороны, коррупционная составляющая у власть имущих действительно способна любой плюс превратить в минус. Поэтому, на наш взгляд, необходимо доработать законодательные инициативы ФАС таким образом, чтобы минимизировать коррупционные и иные правовые риски для добросовестных представителей бизнеса. Так что пока противостояние ФАС и бизнеса остается открытым, а последнее слово остается за правительством. Кого же поддержит Медведев?


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский