Бизнес-тренеры и мотиваторы – паразиты на теле безграмотности?

Глупо приступать к построению бизнеса, не переняв успешный опыт коллег. Благо сейчас отбоя нет от тех, кто готов поделиться секретами мастерства. Но вот вопрос: действительно ли эти бизнес-тренеры создают прикладное инфополе, дают путевку в жизнь молодым и амбициозным или пускают пыль в глаза?

Для начала отделим мух от котлет. Мы говорим не о мультимиллионерах, ставших уже знаменитостями вроде Олега Тинькова. Они время от времени выступают с лекциями и дают действительно ценные советы, но делают это не ради денег, а для репутации. Речь о людях, которые пишут книги о бизнесе, хотя их источник прибыли весьма сомнителен. Про таких есть расхожий анекдот, может, вы не слышали.

На семинар «Как заработать миллион» собрался полный зал. Выходит спикер и спрашивает:

— Сколько стоит билет?

— Сто рублей.

— А сколько мест в зале?

— Десять тысяч.

— Теперь вы поняли, как заработать миллион.

Как правило, в активе у солистов бизнес-тренингов нет ничего серьезного кроме шумного пиара. Имеется какой-то пробный бизнес, скажем по перепродаже товаров, с которого они что-то зарабатывают, но никак не миллионы долларов. Увидев спрос на разглагольствования блогеров, они заводят YouTube-канал или аккаунт в Instagram, где преподносят свое дело как сверхприбыльное. Попутно, само собой, огульно продают рекламу. И это приносит гораздо больше денег, чем сам бизнес.

Их активность в медиапространстве доходит до таких высот, что диву даешься, когда же вы, ребята, занимаетесь своим якобы успешным бизнесом? Подписчиков, между тем, становится все больше, и в какой-то момент появляется возможность организовать сходку, чтобы стричь купоны еще и на билетах.

Кадр из фильма “Престиж”

В соцсетях эти товарищи упирают на мотивацию. Чуть ли не каждый день у них рождаются блестящие идеи, причем довольно связные и четкие. Но лишь потому, что это самые азы, описанные во всех книгах по мотивации, от Дейла Карнеги до Энтони Роббинса. В России подобные издания не слишком популярны, так что не составляет большого труда слегка переформулировать стародавние мысли и выдать за свои.

Мотивационные опусы разбавляются спекуляциями на тему красивой жизни. Посмотрите, какую машину я купил в прошлом месяце. А вот какую женщину я на ней вожу. Мы ужинаем в лучших ресторанах и потом отправляемся в эту двухэтажную квартиру. Приходите на мой тренинг, и вы тоже будете так жить.

В действительности за все роскошества заплатили сами подписчики, кликнув на рекламу. Естественно, это относится не ко всем, немало и честных людей, по-настоящему радеющих за прогресс предпринимательской среды. Но они, есть ощущение, в меньшинстве.

Проблема в том, что в России очень низкий уровень бизнес-образования. В вузах пичкают теорией, уделяя минимум внимания практическим вопросам. А свято место пусто не бывает. Проворные граждане рассказывают новичкам, что нужно всегда держать нос по ветру, но при этом находить время на отдых, объясняют, как распределять обязанности в команде и фокусироваться на важных аспектах. Это же основы основ, но в институтах этого почему-то не дают.

Кадр из фильма “Престиж”

У каждого популярного бизнес-тренера есть пул учеников, которые благодаря тренингам высоко взлетели. Чаще всего это реальные истории. Люди приходят на занятия своего благодетеля и подтверждают правдивость его слов. Однако если приглядеться к их биографии, то картина предстает в ином свете.

Человек изначально строил бизнес на коленке. Например, открыл автомойку, но не стал париться по поводу сайта, телефонии и рекламы. То есть не осознавал очевидные вещи, без которых никуда. Дело шло ни шатко ни валко, поэтому приходилось работать на износ, чтобы зарабатывать хоть какие-то деньги. И тут горе-бизнесмену на тренинге рассказали, что существуют, условно говоря, SMM и бесплатный кофе для клиентов. О чудо, прибыль пошла вверх!

Для кого-то такого уровня информация важна. Но таких кадров два-три на сто человек, остальные ничего принципиально нового не узнают. Максимум, что они получат — это заряд мотивации, который потухнет после первого же поражения. Потом, в конце курса, у человека спрашивают:

— Чего вам удалось достичь за полгода?

— Ничего особенного, — говорит, ­— хотя я делал все, как вы сказали.

— Значит, мало работали. Вот Вася с автомойки работал много, поэтому и купил двухэтажную квартиру.

Короче говоря, если вы не Вася с автомойки, то лучше приберегите деньги на что-то более дельное. Ничего принципиально нового, как мне кажется, на тренинге узнать не удастся. Если я не прав и вам когда-то подобное мероприятие сильно помогло, пишите в комментариях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский