За списанные налоги будете платить вы

Еще одним ярким моментом уходящего 2017 года стал одобренный Госдумой законопроект о списании с физических лиц и индивидуальных предпринимателей налоговых задолженностей, образовавшихся до 1 января 2015 года. Что это — жест доброй воли или кость, брошенная в толпу?

Больше всего списанию налогов обрадовались те, у кого имеются большие просуженные, но не выплаченные задолженности. Представьте, что это за контингент. Это люди с заблокированными счетами, которые не могут свободно передвигаться даже по России и которых постоянно терроризируют судебные приставы. Работать официально они возможности не имеют и игнорируют все налоги. То есть полностью маргинальные личности и бизнесмены. Если уж за три года не получилось с них что-то взыскать, то продолжать попытки особого смысла нет.

Кадр из к/ф «Собачье сердце»

Для безответственных автовладельцев это тоже хорошая новость. Кто годами игнорировал транспортный налог, теперь может спать спокойно. По крайней мере спокойнее, чем раньше. С долгами и пени по этому вопросу они как будто рассчитались.

Но вы же понимаете, как все будет устроено. Чтобы отдать долг Васи Петрова в размере миллиона рублей, нам всем придется скинуться по рублю. То есть те деньги, которые будут как бы списаны, будем выплачивать мы — люди, живущие в правовом поле. Будем спасать маргиналов за свой счет.

Кадр из к/ф «Собачье сердце»

Государству намного проще списать старые задолженности, чем их взыскивать, поскольку у каждого свое объяснение, почему он не платил налоги. Установить в суде, прав человек или не прав, — задача непростая. А с 2016 года устанавливать ничего и не нужно: все происходит автоматически.

Давайте вспомним: три года назад по НДС не существовало так называемой отчетности через книги продаж. В онлайн-режиме счета-фактуры выданные и полученные участниками сделки не состыковывались в единой системе учета. Можно было самостоятельно выписать счет-фактуру, подписать акт и сдать отчетность. И никаких вопросов со стороны налоговой не возникало, если только не случалась встречная проверка. Сейчас же нестыковка между данными заявленными с обеих сторон участников сделки сразу же высвечивается у налоговиков, и они пускают в ход свои карательные инструменты.

Что касается физических лиц, то здесь истинные причины введения налоговой амнистии кроются в размере списанных задолженностей. Основной налог, который государство недобирает, — это налог на недвижимое имущество. До 2015 года его платили по инвентаризационной стоимости, а теперь по кадастровой. Раньше выплаты были небольшими, а из-за того, что система работала не очень качественно, некоторые вообще их не платили. Например, люди без ИНН или в том случае, если выгрузка базы БТИ была некорректной.

В 2015-м все данные БТИ слились в Росреестр. Все квартиры оценили по примерной рыночной стоимости, которую считают нужной (при этом она не всегда совпадала с реальной рыночной ценой). И налог, рассчитываемый по кадастровой стоимости, вырос минимум в три раза. А все, что было до реформы, решили попросту списать. Деньги-то сравнительно небольшие.

Получается, свою огромную внутреннюю проблему по собираемости налогов государство превратило в PR-акт. Это же чистая психология. Единовременная милостыня, брошенная массам, воспринимается гораздо большим благом, чем долгосрочная позитивная. Списание задолженностей здесь и сейчас или деньги в долгосрочной перспективе — две большие разницы для обывателей.

Кадр из к/ф «Собачье сердце»

А в итоге в бюджете стало еще больше дырок. Они будут заполняться путем взыскания с граждан: акцизы, налоги, дополнительные платежи, вненалоговые платежи. То есть мы с вами в конце концов эти списанные деньги выплатим, потому что в бюджет они уже заложены как долг. Мы так уже выплатили десятки, если не сотни миллиардов рублей долгов «Промсвязьбанка», «Бинбанка» и «Открытия», только бы не дать системообразующим банкам умереть и не получить всплеск волнений в канун выборов. Это четкое продолжение национализации убытков и приватизации прибыли. Люди, которые не заплатили налоги, приватизировали невыплаченные деньги, а государство, списавшее задолженности, национализировало долги.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский