Власти РФ рассматривают вопрос о введении в России прогрессивной шкалы подоходного налога на доходы физлиц (НДФЛ), сообщила вице-премьер Ольга Голодец. По ее словам, такой шаг необходим для поддержания наименее обеспеченных слоев населения, который смогут сэкономить благодаря снижению налоговых выплат.
Сейчас в России действует плоская шкала подоходного налога – 13% от любого уровня доходов.
Переход к прогрессивной шкале позволит установить дифференцированные ставки в зависимости от уровня годового дохода налогоплательщика. Если доход не превышает 180 тысяч рублей в год, то налог не платится вовсе, до 2,4 млн рублей – 13% с суммы, превышающей минимум в 180 тысяч рублей. Если доход составляет 2,4 -100 млн рублей, то налог фиксированный — 288,6 тысячи рублей плюс 30% с суммы, превышающей 2,4 млн рублей.
Для тех, чей годовой доход выше 100 млн рублей, предложено выплачивать почти 30 млн рублей плюс 70% с суммы, превышающей 100 млн рублей. К примеру, если человек получил годовой доход в 200 млн рублей, то государство возьмет с него половину этой суммы.
Авторы новации также надеются, что такая система принесет в казну дополнительно 2,05 трлн рублей. Однако эксперты сомневаются, что новация будет принята в ее нынешнем виде. Дело в том, что такой шаг приведет к резкому росту теневых зарплат.
С подобным вызовом, к примеру, ранее столкнулись во Франции. «Это страна с развитой экономикой и высоким уровнем доверия между властью и гражданами, и малый и крупный бизнес там хорошо развиты. Однако и там серьезные предприниматели давно вывели бизнес из страны, а малые пытаются сэкономить на налогах, изыскивая любую лазейку», — рассуждает гендиректор юридической компании Urvista Алексей Петропольский.
Он напоминает, что сейчас полностью налоги платят лишь госкомпании, которые не могут перевести граждан на «серую» схему. Бизнес же в массовом порядке переходит на неофициальные зарплаты и переводит работников на ИП, чтобы те сами платили налог.
Если бы не это, то для бюджета прогрессивная шкала могла бы оказаться весьма выгодной. В той же Франции доля налоговых поступлений в бюджете составляет 90%. По предварительным оценкам экспертов, в этом году соберут почти 100 млрд евро. По данным франко-бельгийского Института экономики Молинари, французы ежегодно отдают государству в виде налоговых и социальных отчислений 57,3% годовой зарплаты.
Видимо, в расчете на это и продумывались поправки. «Сейчас население РФ платит в консолидированный бюджет около 4% ВВП, тогда как средний показатель в развитых странах – 14% ВВП», — отметила главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. Однако на фоне стагнации в экономике достичь такого эффекта в России было бы сложно, считает она.
В этой ситуации внедрение новации должно происходить одновременно с активизацией борьбы со схемами уклонения от налогов, считают эксперты. Это может быть достаточно выгодным. Только легализация «серых» зарплат в 2015 году, по данным Минтруда, принесла в ПФР 8,6 млрд рублей.
Таким образом, идея должна быть серьезно доработана. Время на это есть – по мнению адвоката бюро «Деловой фарватер» Сергея Литвиненко, даже если прогрессивную шкалу НДФЛ введут, вряд ли это произойдет до 2018 года.
«Вероятнее всего, сначала оценят результаты 2016 и первой половины 2017 года, и если они не будут удовлетворительны, то для изыскания дополнительных доходов могут начать серьезные подготовительные мероприятия к введению такой шкалы. Но введут уже после выборов, поскольку существенное повышение налогов непосредственно перед ними властям проводить невыгодно», — заключил он.