Кто должен нести ответственность за взрыв бытового газа в рязанском доме? Почему у жителей были проблемы с отоплением и подачей горячей воды? Об этом Павел Анисимов в эфире «Вестей ФМ» спрашивает у председателя комиссии Общественной палаты Москвы по ЖКХ, капремонту и вопросам местного самоуправления Александра Козлова и генерального директора юридической компании Urvista Алексея Петропольского.
Анисимов: Александр, кто отвечает за ЖКХ в регионах и кто в каждом конкретном доме за горячую воду и отопление?
Козлов: Вы знаете, мы пытаемся разобраться с управляющими компаниями, но вот этот вот круг субъектов достаточно широк. Конечно же, в нашем многоквартирном доме первая организация, к которой мы должны апеллировать и с которой должны спрашивать, — это управляющая организация либо товарищество собственников жилья. Вот это те органы, которые занимаются непосредственно управлением и оказывают нам услуги по надлежащему содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг. И конечно, если мы говорим, именно о двух видах этих коммунальных услуг — отопление и горячее водоснабжение, и, в принципе, холодное водоснабжение, водоотведение, то здесь спрос как раз-таки с управляющей организации и с товарищества собственников жилья. А вот уже в отношении, например, поставки бытового газа в наши многоквартирные дома, то здесь действует схема фактически прямого договора непосредственно с газоснабжающей организацией. То есть это некое такое, может быть, исключение даже из общего правила, когда у нас в доме есть одна организация, с которой мы спрашиваем в части поставки коммунальных услуг, а в части именно поставки газа — здесь непосредственно с газоснабжающей организации. Но вот корень, что называется, зла лежит еще в надлежащем содержании того общего имущества, которое относится к газораспределяющим сетям, которые проникают и опутывают наш многоквартирный дом и входят непосредственно в каждую квартиру. Вот здесь, наверное, вот эта ситуация она недооценена, как со стороны управляющих организаций, так и со стороны специализированных организаций, которые отвечают и которые по договору оказывают или должны оказывать надлежащие услуги по контролю, по надзору за состоянием этих сетей.
Анисимов: Ну, вообще, очень такая запутанная история в управлении этим домом, которая в результате привела к трагедии. Весной в этом доме опечатали котельную. Как рассказали жильцы, проблемы с котельной начались в этом микрорайоне еще некоторое время назад, когда новостройка только-только была сдана в эксплуатацию. Сначала она стояла на балансе ТСЖ, и были постоянные перебои с горячей водой и с теплом, позже, по договору купли-продажи котельная перешла застройщику, а застройщик продал некоему физическому лицу, по сути, частнику. Частник заключил договор с управляющей компанией, которой якобы он сам и владел, то есть продали частнику котельную, что для меня это странно, естественно, частник сам с собой заключил договор на обслуживание. Вот, Алексей, что дают такие юридические хитропереплетения тем, кто собирает деньги за тепло, горячую воду, которой по факту нет?
Петропольский: По факту то, что вы сейчас описали, подходит под 159 статью «Мошенничество», поскольку видна афиллированность лиц и заинтересованность.
Анисимов: Ну, это пока следствие выясняет.
Петропольский: Да, в ближайшее время выяснит следствие. Конечно же, область ТСЖ, ЖКХ в целом коррумпирована, эта коррумпированность идет в первую очередь от низкого владения вопросом непосредственно самих жильцов, поскольку ведь как возможно, допустим, отчуждать то же оборудование от ТСЖ. Это можно сделать только общим собранием жильцов во главе с председателем. То есть все должны были решить, что нецелесообразно иметь на балансе эту котельную, ее нужно отдать застройщику, чтобы он ее эксплуатировал и за нее отвечал. То есть, в принципе, все жильцы дома, скорей всего, а по уставу 2/3 должны были проголосовать за это отчуждение. Их кто-то должен был об этом уведомить, сподвигнуть их к этому, и, скорей всего, это все было сделано с целью дальнейшей наживы, что называется, продали сами себе, и в дальнейшем хотели обслуживать, но обслуживать не получилось. Здесь также важный момент в том, что ТСЖ является балансодержателем, оно не имеет права многого делать, то есть, допустим, обслуживание той же котельной оно делать не может, оно должно привлекать специализированную организацию, как и обслуживание лифтов, как обслуживание всего, что связано с подпадающую под лицензирование деятельность любую. Насколько это надлежащим образом происходило и происходило ли вообще, в этом опять же будет разбираться следствие, но сами люди должны были в первую очередь это контролировать. Ведь председателя должны были избирать они.