За год спрос на помещения под спортивные клубы вырос на 8%. По словам экспертов, это связано с ростом популярности здорового образа жизни и избытком свободных помещений в других сегментах рынка коммерческой недвижимости. Фитнес-клубы охотно занимают освободившиеся складские и торговые площади, а собственники из-за кризиса готовы уступить их с дисконтом.
В 2016 году в Москве и ближайшем Подмосковье на 8% вырос спрос на покупку коммерческих помещений с назначением «фитнес-клубы» и «спорткомплексы». Такие данные приводит агентство недвижимости «Агентство.net» по итогам анализа обращений клиентов в компанию за период с января по август 2016 года.
«За первые восемь месяцев этого года к нам поступало по 110–120 запросов на подбор таких помещений в месяц. Это быстрорастущий простой и понятный бизнес, интерес к которому постоянно увеличивается. Человек берет в аренду помещение, в лизинг тренажеры и на год продает абонементы, в стоимость которых уже заложены все расходы. Таким образом затраты отбиваются уже за первый месяц», — сообщил управляющий партнер «Агентства.net» Алексей Петропольский.
То, что фитнес-клубы в последнее время активно занимают новые помещения, подтвердили и другие участники рынка.
Увеличилось число запросов от спортивных клубов различной направленности (борьба, тренажерные залы, йога, сухой фитнес и пр.) на аренду помещений как в стрит-ритейле, так и в торговых центрах, отмечает Виктория Камлюк, директор направления стрит-ритейл Knight Frank.
«Количество таких сетей сегодня растет на волне популяризации здорового образа жизни. Именно в этой сфере сегодня много стартапов», — говорит Камлюк.
Константин Апрелев, вице-президент Российской гильдии риэлторов, также отметил, что рынок коммерческой недвижимости уже оценил рост интереса потребителей к спорту.
«Параллельно идут два тренда: расширяются продуктовые сети эконом-класса и увеличивается количество спортивных объектов. В первую очередь развиваются как раз фитнес-клубы низкой ценовой категории», — сообщил Апрелев.
Наибольшим спросом среди арендаторов недвижимости, по данным Агентство.net, пользуются торговые площади в центре Москвы и городах-спутниках, таких как Балашиха, Реутов, Красногорск, Подольск, Долгопрудный, Одинцово.
«Собственники фитнес-сетей пользуются тем, что освобождаются площади и можно получить объект по сниженным ставкам.
Новые клубы появляются даже в промзонах, на месте складских площадок: если в десяти минутах ходьбы есть жилые массивы и ниша в районе еще не занята, то там можно работать.
Активно используются площади и в торговых центрах», — сообщил Апрелев.
Арендодателю такие объекты приносят сравнительно невысокий доход: фитнес-клубы за площадь 2000–3500 кв. м платят 7000–8000 руб. за 1 кв. м в год + НДС в Москве и 4500–6000 руб. за 1 кв. м в год + НДС в регионах. Но, несмотря на это, торговые центры готовы привлекать таких арендаторов, чтобы решить проблему пустующих площадей.
«Фитнес-клубы в торговых центрах стали появляться неслучайно.
В последние два года наблюдалась тенденция выхода на рынок торговых центров с избыточным количеством торговых площадей.
Это касается как районных центров, так и суперрегиональных. Это привело к тому, что арендодатели были вынуждены привлекать в свои объекты дополнительные функции помимо торговли: услуги, развлекательные форматы, образовательные программы и т.д. Это была вынужденная мера, так как арендаторов на избыточные площади найти не удавалось», — объясняет Александра Ромашина, ведущий консультант компании «Магазин Магазинов».
По ее словам, дополнительные функции и расширенное предложение по проведению досуга в ТРЦ напрямую влияют на лояльность целевой аудитории, поэтому девелоперы привлекают операторов фитнес-клубов в свои объекты, а такие операторы все чаще выбирают ТРЦ для своего размещения. Марина Суздальцева, операционный директор сети фитнес-клубов We Gym, также признала взаимный интерес собственников торговых центров и фитнес-клубов.
«Торговые центры заинтересованы в дополнительном потоке посетителей, а нам нужны новые площадки», — говорит она.
Впрочем, найти подходящее помещение сложно. По словам Суздальцевой, фитнес-клубам приходится кропотливо исследовать большой массив предложений, отбирая помещения, которые подойдут по техническим параметрам.
«Для фитнес-операторов найти помещение — сложная задача. Это связано с тем, что у фитнеса особые технические требования к помещению: высота потолка, нагрузка на полы, минимальное количество или отсутствие колонн в зале, вода/канализация, наличие парковки, возможность круглосуточной работы и т.д», — говорит Ромашина.
Стоит отметить, что интерес к спорту растет, но кризис пошатнул позиции и этого бизнеса.
«80% оборудования импортное, по нынешнему курсу его покупать уже дорого.
Тяжелее всего пришлось отдельным клубам, многие из которых уже закрылись. Крупные сети более устойчивы, у них есть доступ к скидкам, они пользуются моментом, чтобы занимать освободившиеся площади», — рассказывает Суздальцева.
Также, отмечается в исследовании, на 6% вырос интерес арендаторов к площадям, предназначенным для размещения салонов-красоты и парикмахерских эконом-сегмента, расположенных на цокольных этажах жилых домов в спальных районах. На него пришлось 14% всех запросов, связанных с коммерческой недвижимостью.
В то же время снизился интерес к складским и производственным помещениям.
Из общего числа запросов в 2016 году на них пришлось не более 4% (в 2015 году — 5%). Более чем в два раза снизился интерес бизнеса к помещениям офисного назначения: если в 2015 году площади под офисы искали 20% обратившихся, то в 2016-м — только 9%.
Впрочем, Светлана Григорьева, директор по маркетингу Делового квартала Neopolis, считает, что о глобальном снижении интереса к офисам говорить некорректно.
«Стоит говорить скорее о перераспределении спроса, чем о его снижении. Например, не секрет, что сейчас пользуются большей популярностью меньшие метражи. Мы отчетливо видим, что зарубежные компании приостанавливают свое развитие в России и спрос на офисы от таких клиентов действительно упал», — считает Григорьева.