«Эффективность топ-менеджмента сейчас не предается огласке» / комментарий «Коммерсант».

Доходы топ-менеджеров разрешат держать в секрете. Раскрытие персональных вознаграждений управленцев усилит социальную напряженность и увеличит криминальные риски для компаний, считают в ЦБ. По информации газеты «Ведомости», Банк России разрабатывает новые правила корпоративного управления для акционерных обществ. Согласно им, компании смогут сами решить, раскрывать данные о доходах конкретных менеджеров или нет. Однако им все равно придется отчитываться об общей сумме бонусов, их видах и соотношении зарплатной и премиальной части в вознаграждениях управленцев. Генеральный директор юридической компании URVISTA Алексей Петропольский и ректор Института МИРБИС Джомарт Алиев обсудили тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Натальей Ждановой в рамках программы «Pro и Contra».

Алексей Петропольский: «Нужно повышать и эффективность, и прозрачность компаний. И кто смотрит, кто в первую очередь заинтересован, помимо простых граждан, в понимании того, сколько денег получает конкретный менеджер, конкретный управляющий? В этом в первую очередь заинтересованы инвесторы, кто хочет вложить деньги, купить акции или так или иначе работать с этой компанией, а может быть, даже конкретно с этим менеджером. Он должен четко понимать, сколько денег он получает, за что он их получает. На основании этих данных он принимает решение об инвестировании, соинвестировании, и, конечно же, он сделает определенные выводы об эффективности менеджмента в принципе. Ведь если компания работает и показывает убытки, и из части этих убытков выплачивается зарплата и бонусы менеджеру, то здесь мы, конечно, можем делать выводы о том, что компания и ее руководство работают неэффективно».

«Того, что есть, недостаточно, поскольку непонятно, какую конкретно функцию выполняет конкретный менеджер, за что конкретно он получил деньги. Сейчас открываются данные, конкретные суммы так или иначе находятся в открытом состоянии. Не проблема узнать, сколько совет директоров выделил в принципе на бонусы, — это открытые данные. Но конкретно за что и кто получил, насколько он эффективен — об этом никто не знает, это внутреннее решение, которое не предается огласке».

Джомарт Алиев: «Вопрос заключается в том, кто же в этой ситуации является лицом, принимающим решение об оценке эффективности того или иного менеджера. В моем понимании для этого и существуют рабочие органы компании. Я абсолютно согласен, что информация о бонусах есть, информация на органы управления, на правление, на дирекцию, на крупных менеджеров, но нарезать ее по кусочкам, поименно, да еще объяснять, за что получили, — это прямой путь в недобросовестную конкуренцию».

«Криминализация и возможные социальные потрясения, мне кажется, не сильные доводы. Гораздо более сильный довод о роли лиц, принимающих решение, и о рисках недобросовестной конкуренции. Потому что сегодня известно: правление какого-то предприятия — 15 человек, выделили им 15 млн руб. Информацию в среднем оценить можно, и если это действительно возмущающие народ цифры, то народ и так возмутится».

«Коммерсантъ FM» узнал у российских топ-менеджеров, принято ли в их компаниях афишировать доходы высшего звена.

Заместитель председателя правления Ланта-банка Ирина Рысь: «Акционеры, безусловно, знают о доходах топ-менеджмента банка, безусловно, мы подчиняемся всем требованиям, которые предъявляются в том числе к так называемой группе риск-тейкеров, когда часть премий переносится на отдаленную перспективу. Здесь зависит все-таки от успешности тех или иных действий. Но в то же время у нас не принято раскрывать как личную зарплату, так и бонусы. Мне сложно ответить за банк в целом, но мое предположение, что мы будем раскрывать тот минимум, который будет обязательным».

Глава российского представительства девелоперской компании Rossmils Investments Алексей Могила: «Нет такой ситуации, когда, например, в компании дефицит средств, а какой-то менеджер получает достаточно большие средства в качестве поощрения. Работа выполнена, проект закончен, получена прибыль, с нее получаются уже какие-то проценты и фиксированные суммы. Это открытая информация, здесь никаких запретных тем в этом плане нет. Понятно, что на заборе мы эту информацию не развешиваем, но если кто-то интересуется, он эту информацию получает».

Член совета директоров интернет-ритейлера Wikimart Максим Фалдин: «У нас, конечно, не раскрываются доходы. Это все-таки индивидуальное дело каждого, сколько кто получает, мы должны как-то с этим считаться. Это просто наступает на личную свободу человека. Давайте будем раскрывать, сколько каждая женщина весит и сколько ей лет. Другое дело, что платить топ-менеджерам много не нужно, им просто не за что много платить. В России глупость законов приходится искупать. Если наши законодатели перегнут где-то палку, значит, такая же судьба постигнет и этот закон».


«Pro и Contra» 
24.08.2016

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский