«Понятие аффилированности очень расплывчатое» / комментарий «Коммерсант ФМ».

Из госзакупок попробуют устранить «конфликт интересов» и откаты. Генпрокурор Юрий Чайка подписал план по борьбе с коррупцией в сфере госзаказов. Документ оказался в распоряжении газеты «Ведомости». Приказ коснется государственных организаций, а также госкомпаний и естественных монополий. Контролировать закупки будут как силовые ведомства – Генпрокуратура, Следственный комитет, ФСБ и МВД, — так и профильные — Минэкономразвития, Минфин и ФАС. Они же должны к апрелю подготовить конкретные меры по борьбе с непрозрачными конкурсами.

Генпрокуратура предлагает ввести уголовную ответственность за нарушения в сфере госзакупок. Заказчику также придется отвечать за бездействие, если он не предъявит претензии нерадивым подрядчикам. Кроме того, планируется тщательнее проверять аффилированность участников торгов. Сейчас под запрет попадает связь заказчиков с непосредственными исполнителями. Если законодательство изменят, недопустимой станет аффилированность госструктуры со всей цепочкой субподрядчиков. Одному поставщику не разрешат выполнять более 30% работ по госзаказу. А при крупных закупках названия фирм-исполнителей будут раскрываться. Предлагается также расширить понятие «конфликт интересов». Согласно действующему законодательству, такая ситуация возникает если отвечающий за заказ человек и владелец компании-поставщика — родственники.

Генпрокуратура и Минэкономразвития считают, что запрет на «конфликт интересов» должен распространяться на больший круг людей. Проверять будут не только сотрудников контрактных служб и заказчиков, но и их начальников, например, руководителей регионов, городов и органов контроля.

Более широкую трактовку понятия «конфликт интересов» давно нужно закрепить в законодательстве, уверен заместитель генерального директора «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов. По его словам, даже одна эта мера сделает процесс госзакупок более прозрачным.

«Действительно понятие «конфликт интересов» и распространение субъектов «конфликта интересов» на государственные компании и государственные учреждения — это мера, которая напрашивается, на самом деле, с момента принятия закона 44-го и 223-го. Потому что мы сталкиваемся с тем, что государственные заказчики перекидывают заказы именно на государственные компании, с которыми они связаны, и государственные компании уже без конкуренции закупают требуемые услуги, товары, и конкуренция отходит на второй план. Если эта мера будет внедрена и нормально реализована, я думаю, что это положительным образом скажется на всей системе государственных закупок в России», — полагает Шуманов.

Меры по борьбе с непрозрачными госзакупками, которые предлагает Генпрокуратура, недостаточно эффективны, считает гендиректор юридической компании Urvista Алексей Петропольский. Совершенствовать систему нужно не только со стороны госструктур, но и со стороны исполнителей, пояснил эксперт.

«Понятие аффилированности и доказательная база аффилированности очень расплывчатые, любой толковый юрист может создать компанию или найти компанию на рынке, про которую никак и никогда не докажет, что она работает в цепочке, выводит деньги, и эти деньги достаются конкретным лицам, которые так или иначе связаны с этим госорганом. Нужно более тщательно выбирать компании, на этапе подготовки самого конкурса нужно делать так называемые предварительные торги, чтобы подрядчики с хорошей репутацией подавали заявки, даже не зная, сколько будет в тендере денег. Знали только виды работ, и чтобы некая комиссия выбирала добросовестных подрядчиков, а после этого уже проводила с ними уже конкретный тендер», — рассказал «Коммерсантъ FM» Петропольский.

По данным Минэкономразвития, в первой половине 2016 года увеличилось число так называемых «закрытых закупок». По сравнению с тем же периодом прошлого года доля контрактов, которые отдают единственному поставщику, выросла с 17% до 19%. Стоимость работ по таким заказам превышает 480 млрд руб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский