Есть большая область экономики, которая до сих пор находится в тени. И о ней в последнее время начали много говорить — кустарный промысел, который зародился и процветает в основном в гаражах. Арендовать гараж намного дешевле, чем площади в производственных помещениях. И люди зарабатывают на жизнь чем могут — кто перебирает двигатели, кто делает мебель, кто шьет чехлы на машины. Началось это в конце 80-х — начале 90-х, когда гражданам, попавшим под ваучерную приватизацию и обнищание, пришлось самим озаботиться пропитанием своих семей. Сейчас государство стоит перед выбором: оставить все как есть, не мешать гражданам зарабатывать в условиях кризиса своими руками. Или провести зачистку этого серого сектора, пройтись стальной метлой по гаражам, выгнать оттуда умельцев на общий рынок труда и получить тем самым дешевую квалифицированную рабочую силу.Но, может, проще законодательно закрепить статус этого микробизнеса — с микроналогами, элементарной регистрацией в виде покупки недорогой лицензии — и пусть себе люди выживают там, где правительство им не в силах помочь.
Ульяновский предприниматель Александр Павлов рассказал, что на каждом шагу в городе можно встретить гаражи, где люди заводят свой мини-бизнес — и шиномонтаж, и автосервис, и мебельная фабрика.
«Люди сами себя занимают, по большому счету сами производят, сами реализуют. Люди просто выживают. Это хозяйственная деятельность в области выживания», — сказал предприниматель Александр Павлов.
За 10 лет такого выживания у Александра и Руслана появились маленькое производство и свои клиенты. Все это время мебельщики изготавливают продукцию в родном гаражном кооперативе. Здесь им не тесно, а работать без аренды помещения экономически интересно.
«Можно 10 тысяч заработать, можно 40, а можно 0», — говорит предприниматель.
Доходы маленькие, хватит только на себя и на семью, бизнесом несколько верстаков и молотков назвать сложно. Компаньоны когда-то работали на мебельной фабрике, когда производство закрылось, ушли к себе в гаражи. Полученный опыт плюс умелые руки — получился маленький бизнес.
Сам предприниматели, несмотря на желание работать, боятся. Гаражное производство не запрещено, но и не разрешено. Многие зарегистрированы как частные предприниматели, остальные — в тени.
«Хотим зарегистрироваться, чтобы в чистую работать, но нет таких оборотов, чтобы полностью налоги платить», — говорят предприниматели.
В гаражах работает целая армия, в местном ГСК — около двух тысяч человек. Ульяновскую мебель знают по всей стране, но вряд ли кто догадывается, что популярные марки диванов, кухонь и шкафов на самом деле производятся в гаражах.
«Если гараж свободного назначения, вы можете их использовать как угодно. Если в ГСК права собственности у вас нет, а земли в аренде всего кооператива, то здесь нужно смотреть на устав», — говорит директор юридической компании Алексей Петропольский.
Устав — это председатель гаражного кооператива, который обычно маленьким производствам дает зеленый свет, и гаражный микробизнес живет и кормит миллионы семей. Это выяснили социологи, исследовав разные российские гаражи.
Это целая гаражная культура, экономика и география. Гаражные кооперативы есть в каждом российском городе, но вместо хранения машин, там налажены целые производства. В Нижнем Новгороде вам предложат сделать на заказ окна и двери разных модификаций, в городе Набережные Челны и Тольятти, по соседству с российскими автозаводами, в гаражах вам могут собрать автомобиль или подобрать любую запчасть. В Дубне, которая стоит на воде, все, что нужно для моторных лодок, есть в гаражах. В курортной Анапе гаражи сдают в аренду как гостиницы. А в Кунгуре, в Пермском крае, в гаражах делают танцевальную обувь, которая идет даже на экспорт.
Мог ли себе представить простой кунгурский сапожник Юрий Лукин, что в его обуви будут отплясывать лучшие музыкальные коллективы страны и даже чешские танцовщики. Менее чем за 10 лет, начав с аренды простого гаража 6 на 7 метров, он смог вырасти и расшириться до 140 метров, и его гараж теперь преобразился.
«Сначала арендовали гараж, накопили денег, выкупили. Началось дальнейшее строительство — выкупил соседние гаражи», — рассказал предприниматель.
Теперь Юрий надстроил второй этаж, получился офис, производство внизу. Это удалось, по словам бизнесмена, только потому, что он экономил на аренде. Гараж оказался отличным стартапом.
«Если бы я платил деньги, в месяц у меня получалось бы тысяч 20. Так как у нас все свое, мы экономили и вкладывали в производство, так и выжили», — сказал Лукин.
Сегодня ручная работа в тренде. Если раньше в ПТУ шли двоечники и хулиганы, которых никуда не взяли, то сегодня в профтехучилища есть даже конкурс. Простая формула успеха: если умеешь производить что-то руками, голодным не останешься.
Попасть в профессиональные колледжи теперь может не всякий. Это все потому, считают в бывшем ПТУ, что кризис провел свой естественный профотбор. Офисный планктон первым попал под сокращения. Массовые увольнения юристов и менеджеров среднего звена окончательно убедили молодежь, что умение работать руками — всегда пригодится.
«У нас какой менталитет был: если рабочий, то поучаешь копейки, если белый воротничок — миллионы. Сейчас тенденция на рынке меняется, рядовой профессионал, рабочий реализует себя в большей степени», — рассказал мастер ЖКХ, руководитель ресурсного центра техникума им. А.П. Королева Иван Гребенников.
Раньше был только один путь — от верстака до заводской проходной, а сегодняшние рабочие руки тянутся к стабильному финансовому будущему. Они готовы отбивать себе пальцы, зная, что, даже если когда-то работодатель их сократит или закроет производство, прокормит специальность.
Три года назад наш рабочий класс вышел на международный уровень. На соревнованиях среди мастеров сварки россияне пока не в первых рядах, но стараются туда попасть. Для них такое первенство работает ярче любой рекламы.
В гаражах всем рады, здесь нет конкуренции, крупных капиталов. Это в большей степени не бизнес, а промысел. Видимо, власти это уже поняли. Рукастому классу лучше помогать, чем мешать, ведь если тем, кто находится в гаражной тени, предложить выгодные условия труда — от этого все только выиграют. И гаражи из места встречи закадычных друзей превратятся в места производства, пусть и кустарного, но качественного и недорогого.