Правительство не планирует вводить в стране прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и считает оптимальным сохранение его ставки на уровне 13%, об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев в интервью российским телеканалам.
Идея введения в России прогрессивного налога обсуждалась, но поддержки не получила, сообщил Медведев. «Было принято решение, оно было поддержано президентом, что мы в ближайшие годы налоговую систему не трогаем вообще и подоходный налог в 13% не трогаем в частности», — сообщил премьер.
Медведев считает, что на сбор прогрессивного налога государство потратит больше ресурсов, чем получит дополнительных поступлений. Премьер пояснил, что потребовалось бы усилить контроль за соблюдением налогового законодательства и, соответственно, выделить деньги на его обеспечение.
Плоская шкала НДФЛ действует в России с 2000 года. «Она обеспечивает хорошую собираемость налога. Об этом свидетельствует и статистика. Так, в 2010 году в бюджет страны поступило 1789,6 млрд руб. доходов от НДФЛ, а в 2013-м — уже 2497,8 млрд, — говорит Иван Соловьев, эксперт Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. — Доля подоходного налога в общем объеме доходов бюджета от налогообложения тоже растет. В том же 2010-м это было 39,8%, а в 2013-м — 41,9». Кроме того, действующая система уплаты НДФЛ практически искоренила практику «серых» зарплат.
Эксперты в подтверждение правильности выбранного правительством пути говорят о том, что мировая практика не приветствует ломку эффективных систем уплаты налогов, так как внесение изменений может разрушить сложившуюся модель, в том числе снизить доверие налогоплательщиков. «Зачем же нам резать курицу, которая несет нам такие вполне золотые яйца?» — отметил премьер и сообщил, что налог в ближайшие годы решено не трогать, но не исключил, что к этому вопросу можно вернуться через пять — семь лет.
Эксперты согласны с тем, что для дискуссий о пересмотре ставки НДФЛ выбрано неподходящее время.
«В кризис разговоры об изменении налоговых ставок в большую сторону, в том числе и введение прогрессивной шкалы по НДФЛ, крайне несвоевременны, — заявляет председатель Комитета по экономике Московского отделения «ОПОРЫ России» Алексей Каневский.
— Если и говорить об изменении налоговой нагрузки, то только в сторону снижения. Но власти на это не пойдут, ведь экономика России переживает не лучшие времена». Введение повышенных ставок может остановить рост доходов населения. «Это сильно замедлит индексацию зарплат», — поясняет генеральный директор юридической компании URVISTA Алексей Петропольский.
Медведев при этом считает, что богатые люди в России и так платят больше за счет повышенного налога на приобретение недвижимости и автомобилей. «У нас теперь дорогая недвижимость и дорогие автомобили облагаются по повышенной ставке, и тот, кто приобретает дорогую недвижимость, все равно частью своих доходов будет делиться», — сказал премьер.
Однако в последнее время с собираемостью НДФЛ есть определенные проблемы. «По данным на 1 августа 2015 года, долги работодателей в бюджет по уже исчисленному и удержанному подоходному налогу с начала года выросли более чем на 21% и составили 57,8 млрд рублей», — констатирует Иван Соловьев. Он отмечает, что такая практика характерна для кризисных периодов, когда у организаций есть проблемы с пополнением оборотных средств, ликвидностью, кредитованием. Компании видят в отложенной уплате НДФЛ в бюджет прямой экономический интерес: если юрлицо вовремя не перечислит в бюджет налог, оно будет выплачивать пени исходя из ставки рефинансирования ЦБ — 8,25% годовых. При этом кредит в банке обойдется в 20-22% годовых. И то если дадут. Поэтому многие компании предпочитают быть должниками бюджета, а не банка.
Вопрос можно было бы решить за счет переноса обязанности уплаты НДФЛ на граждан. Но администрировать налог будет крайне сложно. «Нам просто придется тогда всех заставить подавать декларации, пусть даже в электронной форме. Даже если у тебя совсем небольшая зарплата, тебе придется подавать декларацию и с одного места работы, и с другого места работы. Это существенно все усложнит», — пояснил Медведев. Такие изменения прибавят работы налоговикам.
«Это создаст дополнительные трудности: прежде всего увеличатся очереди в налоговые инспекции, — говорит Алексей Петропольский. — Сейчас один бухгалтер на предприятии ведет, к примеру, 100 человек, оформляет документы за них и предоставляет в налоговые органы, и при этом там не протолкнуться. Чего же ожидать, если каждый из этих 100 человек будет предоставлять налоговые декларации самостоятельно?»
Собираемость налога тоже может существенно пострадать. «Сейчас НДФЛ самостоятельно перечисляется гражданами, например, при продаже имущества, при получении банковской выгоды, — приводит примеры Дмитрий Липатов, партнер компании «Деловой фарватер». — При этом наблюдается много случаев уклонения от такого перечисления». Если граждан обяжут самостоятельно оплачивать НДФЛ и в случае зарплат, то многие будут делать это с нарушениями: уклоняться от уплаты, занижать сумму налога, пропускать сроки перечисления НДФЛ.
Экспертов беспокоит тот факт, что стабильность налоговой системы гарантируется только на словах. При этом законодательно факт заморозки налоговой нагрузки никак не закреплен. «К сожалению, заявление премьер-министра Медведева не является гарантом неповышения налоговой нагрузки в стране», — говорит Алексей Петропольский. При этом эксперты уверены, что законодательно этот факт утвержден и не будет. «Запрет на повышение налоговой нагрузки не фиксируется на законодательном уровне, поскольку бюджет у нас дефицитный», — говорит Алексей Петропольский. Гарантируя стабильность налоговой системы только на словах, власть оставляет себе поле для маневра, так как в критической ситуации может потребоваться принятие быстрых решений. Дмитрий Липатов считает, что контролировать уровень нагрузки можно и в ручном режиме: «Вполне достаточно просто не принимать законопроекты, повышающие налоговую нагрузку, Госдума может их отклонять, а президент РФ не подписывать».