Налоги проверит «народный контроль» / комментарий «ВЗГЛЯД».

Каждый гражданин России получит шанс стать налоговым инспектором. Именно в этом суть инициативы президента Путина, который предложил Федеральной налоговой службе создать механизм проверки, «так ли отчиталось предприятие, тот ресторан или кафе, которое продало ему этот товар, в налоговой инспекции». Внедрение такой технологии может вернуть в госбюджет колоссальные деньги.

По словам президента Владимира Путина, любой гражданин РФ должен получить возможность проверить «после того, как он пообедал в ресторане или заплатил деньги за бифштекс из телятины хорошего отечественного качества, проверить, так ли отчиталось предприятие, тот ресторан или кафе, которое продало ему этот товар, как они отчитались в налоговой инспекции, не отчитались ли они дешевой буйволятиной». «Имеется в виду, что, получив чек после приобретения товара или услуги, гражданин мог бы свободно через свой телефон, через гаджет войти в интернет и навести справку в налоговой службе о том, какую отчетность представила та торговая точка, которая продала ему товар», – пояснил Путин.

Тем самым граждане России смогут «защитить свои интересы и оказать помощь государству» в борьбе с фирмами-однодневками, уходом от налогов и другими налоговыми нарушениями.

Если человек видит несоответствие между чеком и информацией, которую продавец предоставил в налоговую инспекцию, то он может проинформировать об этом налоговую службу со всеми вытекающими отсюда последствиями, считает Путин. Можно было бы также предоставить гражданину возможность послать жалобу онлайн, если он был введен в заблуждение предоставленной услугой или товаром, сказал в ответ глава ФНС Михаил Мишустин. Он пообещал подготовить соответствующий законопроект в ближайшее время.

Как это будет работать

Сейчас сложно себе представить, как россиянин по одному только чеку сможет через налоговую выяснить нерадивость продавца, заплатит тот налог с этой покупки в госказну или нет. Однако технически такая возможность уже проработана.

Суть идеи в том, что всех предпринимателей, которые занимаются продажей услуг или товаров населению, обяжут поменять кассовые аппараты на аппараты нового образца, которые будут напрямую подключены к налоговым органам. 

ФНС в прошлом году уже провела эксперимент по внедрению контрольно-кассовой техники (ККТ) с функцией онлайн-передачи данных в четырех регионах, более чем в 200 компаниях. Эксперимент был признан удачным. В ФНС рассказывали, если сейчас данные касс хранятся на ленте, то новая технология работает по-другому: при выдаче чека кассовый аппарат в режиме онлайн обращается в облако ФНС, и чек получает уже не номер аппарата, а номер в хранилище данных налоговой. Итоги этого эксперимента должны лечь в основу поправок в закон № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники.

При этом ФНС пообещала, что новая система станет для владельцев кассовых аппаратов гораздо более экономной в обслуживании, чем нынешняя. Ежегодные расходы на обслуживание системы должны сократиться с 17 до 4 тыс. рублей. Разовые расходы на обновление одного кассового аппарата, по планам, будут составлять от 4 до 10 тыс. рублей.

«Как я понимаю, что это будет выглядеть так: покупатель заходит на сайт nalog.ru, пишет заявление с датой транзакции и номером чека или забивает ИНН компании, а налоговая в автоматическом или полуавтоматическом режиме выдает в течение какого-то времени всю информацию по данному контрагенту. Действительно ли он работает, находится ли фактически на том месте, где пробивал чек, сдает ли он налоговую отчетность, либо это просто фикция, кассовый аппарат нигде не зарегистрирован и компании такой не существует. После этого будут приниматься какие-то меры», – рассказывает газете ВЗГЛЯД генеральный директор юридической компании Urvista Алексей Петропольский.

Стоит отметить, что в чеке часто прописывается НДС, который входит в сумму покупки. Однако прописывание НДС в чеке – совсем не гарантия того, что налог заплачен в бюджет. «Это лишь показывает, что покупатель уплатил этот налог продавцу, но совсем не обязательно, что продавец в дальнейшем перечислит этот налог в бюджет», – говорит газете ВЗГЛЯД юрист компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков.

Такой народный контроль может реально помочь государству в борьбе с несуществующими фирмами, а главное – в борьбе с уходом от налогов. «Эффективность народного контроля может быть очень высока. Об этом свидетельствуют некоторые управленческие приемы, реализованные сегодня во многих сетевых магазинах – когда покупателю не выдан чек, он может забрать свои покупки бесплатно или получить денежную премию. Таким образом и издержки на контролеров сокращаются, и бдительность граждан не ослабевает», – говорит газете ВЗГЛЯД руководитель отдела юридического сопровождения аутсорсинговой компании «Интеркомп» Наталия Куркина.

Как продавцы не платят налоги

Петропольский описывает один из самых распространенных способов увода выручки из-под налогов продавцами, даже когда они, казалось бы, пробивают чеки.

«Практически все ретейлеры сейчас грешат тем, что возвращают кассовую выручку обратно, не сдавая ее в банк (и не платя налоги), а обналичивая этот кэш на сером рынке», – говорит юрист. Например, вам дали чек за покупку, но когда вы уходите, чек обнуляется, продавец кладет эти деньги себе в карман, в отчетах налоговой они не появляются. «Они кому-нибудь продают этот кэш за безнал, и за безнал опять закупили товар. Это огромная многомиллиардная индустрия, с которой государство сейчас старается бороться», – говорит Петропольский.

По его словам, таким способом из-под налогов уходят миллиарды рублей в день.

«Как владелец юридической компании, которая занимается регистрацией и сопровождением бизнеса, я могу смело сказать, что более 50% всех предприятий, которые работают в сфере товаров и услуг для населения, работают в серую. Они платят какие-то налоги, но они минимальные. В большинстве случаев они не бьют чеки вообще, а если и бьют, то потом возвращают их через кассу обратно себе в карман», – говорит Петропольский.

Один из участников рынка на условиях анонимности уверяет, что такой способ вывода оборота из-под налогов используют даже всем известные торговые сети. Причем на продаже этого кэша, оборотных средств, они зарабатывают в день даже больше, чем на продаже непосредственно товара.

«Когда закон и сайт начнет работать, эти предприятия вынуждены будут выйти из тени, потому что блокировка расчетного счета для них равносильна прекращению жизни самого предприятия. Поэтому они сто раз подумают, перед тем как нарушить закон», – уверен собеседник.

Моментальная отчетность для банков

Параллельно с моментальной отчетностью продавцов товаров и услуг обсуждается также введение моментальной отчетности по безналичным платежам банков в налоговую систему. Сейчас банки сдают отчетность раз в квартал, и только тогда налоговая служба может отследить и выявить нарушения. «Но к тому моменту фирма может быть уже ликвидирована, или хозяева поменялись и т. д. Поскольку проблема вскрывается с отставанием по времени, то этой проблемой уже никто не занимается», – говорит Петропольский.

Если же все банки обяжут подключить свои банк-клиенты к налоговой, то налоговая сможет в режиме реального времени блокировать сомнительные транзакции.

«Сейчас это все происходит в ручном режиме, если есть какая-то сомнительная операция, то звонят в банк, а банк за это время перекидывает этот безнал на другой безнал и тем самым водит налоговую за нос, или служба не может никак эти деньги взыскать», – рассказывает юрист.

Помощь государству колоссальная

Если налоговая сможет отслеживать работу компаний и банков в режиме реального времени, да еще при поддержке народа, то эффект для государства может оказаться колоссальным.

Теневая экономика – это серьезная проблема для российской экономики. «На сегодняшний день объем такой экономики составляет примерно 25% от официального ВВП – то есть примерно 15–16 трлн рублей, – говорит газете ВЗГЛЯД генеральный директор eToro в России и СНГ Павел Салас. – Если бы из этих денег налоговое бремя составляло хотя бы 10%, то правительству не надо было бы думать, где искать деньги для казны в условиях экстремально низких цен на нефть».

«Если отталкиваться от того, что на теневой сектор экономики приходится примерно 20–25% ВВП России, то выходит, что федеральный бюджет ежегодно недополучает приблизительно 3–5 трлн рублей, а региональный – 2–4 трлн рублей», – подсчитал Павел Ивченков из «Делового фарватера». На теневые предприятия, продающие товары и услуги без уплаты налогов, приходится примерно 80–90%, остальное – на граждан, скрывающих свои доходы и не платящих налоги, добавляет он.

«Однако надо учитывать, что все эти цифры примерные, и на практике они легко могут оказаться еще выше, поскольку невозможно выявить и учесть все схемы и нюансы тенизации доходов», – говорит Ивченков.

Западные эксперты, кстати, оценивают объем теневой экономики России вдвое больше, чем российские. Так, аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) считают, что на теневую экономику РФ приходится 46% годового ВВП, Всемирный банк говорит о 43% ВВП РФ. Если предположить, что объем теневой экономики порядка 40% ВВП, и если бы с этой части уплачивались налоги и страховые взносы, то доходная часть российского бюджета увеличилась бы сразу на 5–10%, говорит Куркина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский