«Понятия «инновационности» в законодательстве нет». Госкомпании обяжут закупать не менее 2% высокотехнологичной продукции / комментарий «Коммерсант.ФМ».

Для госкомпаний сделают обязательной закупку инноваций. Со следующего года на высокие технологии должно приходиться не менее 2% заказов. При этом 1% закупок госкомпаний у малого бизнеса также должны быть инновационными. Как сообщает газета «Ведомости», проект разработали в Минэкономразвития. Документ уже согласовали другие профильные министерства. Норма распространится на 54 госпредприятия. В некоторых госкомпаниях «Коммерсантъ FM» заявили, что уже закупают инновационную продукцию.

Екатерина Герасимова, начальник управления пресс-службы РЖД:

 «В 2014 году доля инновационной и высокотехнологичной продукции в структуре закупок нашей компании достигла 8,8%. В ближайшей перспективе эта доля будет возрастать. Мы в целом в своей закупочной политике ориентируемся на продукцию отечественных предприятий и предпочитаем заключать долгосрочные соглашения».

Олег Тарасов, представитель департамента внешних коммуникаций «Ростелеком»: 

«В 2015-м норма закупок «Ростелекома» у малого и среднего бизнеса составит 9%, в 2016 году составит 18%. Органическая доля малого и среднего бизнеса в закупках компании сейчас около 7-10%, поскольку особенностью деятельности «Ростелекома» является высокая доля закупок высокотехнологичного оборудования, среди поставщиков которого чрезвычайно мало субъектов малого и среднего бизнеса. Увеличение доли участия малого и среднего бизнеса в закупках потребует дополнительных усилий от компании».

В России для госкомпаний уже действует норма по доле закупок у малого и среднего бизнеса. Она составляет 9%. Пока закон затрагивает лишь предприятия с оборотом выше 10 млрд руб. Искусственные меры по поддержке сотрудничества госкорпораций с малым бизнесом в области инноваций вряд ли дадут эффект. Так считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

«Все громкие заявления о развитии инноваций в России далеко не очевидны: недавно прошедший форум инноваций в Москве явно показал отсутствие глубокого интереса со стороны государственных компаний к обязыванию их что-то закупать. Введение соответствующих квот для малого бизнеса, который, в принципе, даже еще не перенастроился на то, чтобы обеспечивать этот так называемый государственный заказ, а государственные заказчики абсолютно не понимают, какого качества будет предоставлена услуга, говорит о том, что мы либо не выполним эти показатели, либо, к сожалению, выполним их некачественно. Вопрос, что хуже», — отметил Исаев.

Обязанность выполнять норму заказов инновационной продукции сделает процесс госзакупок менее прозрачным. В этом уверен генеральный директор юридической компании URVISTA Алексей Петропольский.

«Конечно, поддерживать малый бизнес нужно, но здесь понятие самой «инновационности» — этого определения в законодательстве нет. Каждая госкорпорация определяет для себя сама. В связи с этим здесь открываются огромные возможности для коррупции, для тех же своих аффилированных компаний, которым будут уходить деньги за якобы инновационные продукты. Проконтролировать это фактически невозможно, потому что одна инновация может быть рентабельной, другая нерентабельной, а если есть закон, что нужно закупать, значит, нужно выдавать деньги на них», — опасается Петропольский.

По данным газеты «Ведомости», восемь министерств уже подготовили стандарты для определения инновационной продукции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский