Малый и средний бизнес в России задыхается от недостатка финансирования. А чрезмерный контроль и произвол ревизоров отнимают ежегодно около 7 процентов ВВП страны, указывают эксперты.
На малых и средних предприятиях (МСП) в России трудится каждый четвертый работающий житель страны. Более 10 процентов таких фирм закрываются, просуществовав менее трех лет. В этих условиях банки закономерно предпочитают не кредитовать малый и средний бизнес, опасаясь невозврата средств. По словам экспертов, только реальная помощь государства способна исправить ситуацию, однако пока она существует лишь на бумаге.
Как выглядит сегмент МСП
Малый и средний бизнес в России представлен четырьмя категориями — индивидуальными предпринимателями, микропредприятиями, а также малыми и средними предприятиями. Первых в России большинство — около 2,4 миллиона, микропредприятий — более 1,8 миллиона, малых — 235,5 тысячи, средних — около 13 тысяч.
Существует два критерия, позволяющие отнести предприятия к малым или средним: это число занятых и его оборот. Малым считается предприятие, на котором трудятся от 15 до 100 человек (меньше 15 — уже микропредприяие), а его годовой оборот не превышает 400 миллионов рублей. К средним относятся те, у которых не более 250 сотрудников, а оборот до 1 миллиарда рублей.
Главным видом деятельности МСП в России является торговля. Наибольший суммарный оборот по итогам 2014 года был зарегистрирован Росстатом у малых и микропредприятий — 26,4 триллиона рублей (около 383 миллиардов евро в пересчете). Общий оборот средних предприятий — 4,5 триллиона (более 65 миллиардов евро).
Для ВВП этого мало
«Вклад МСП в экономику России существенно ниже, чем в большинстве развивающихся и развитых стран», — отмечается в подготовленном к Госсовету докладе «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства». Так, его доля в ВВП находится на уровне 20-21 процента, в то время как в некоторых странах Европы этот показатель достигает 80 процентов. Кроме того, на долю МСП приходится всего 6 процентов от объема инвестиций в основной капитал в целом по стране.
Государство декларирует необходимость развивать малый и средний бизнес, однако, как отмечают сами чиновники, зачастую принимаемые меры идут в разрез c интересами предпринимателей. В качестве примеров таких мер в докладе приводятся «увеличение страховых платежей, введение торгового сбора, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда».
Избыточный контроль
Как рассказал DW вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА Владислав Корочкин, система сборов и проверок делает жизнь малых предприятий особенно зыбкой: «Предприниматели вынуждены что-то скрывать, так как деятельность контрольно-надзорных органов чрезвычайно жестока и многократно избыточна».
В правительстве знают об этой проблеме и вынашивают идею создания единой системы госконтроля, которая снизила бы давление на бизнес и стала бы «прозрачной, доверительной и действенной системой взаимоотношений власти, граждан и бизнеса». В организации ОПОРА, впрочем, в эту инициативу не очень верят.
«Это нереально. Проблема — в самой форме проведения проверок, которые сочетают в себе черты и контроля, и надзора, и административных решений, что неправильно. Нужно менять концепцию всей контрольно-ревизионной деятельности в стране и связанных с ней издержек, которые несет экономика — это до 7 процентов от ВВП», — объясняет Корочкин.
Выгоднее не кредитовать
С избыточным контролем неразрывно связана и проблема доступа к финансам. В октябре глава ВТБ Андрей Костин заявил: «Мы говорим: банки больше должны кредитовать малый и средний бизнес. Но если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране в силу каких-то причин, если нет поля деятельности для него, то какой смысл больше кредитовать? Это будут только невозвратные долги».
Директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков считает заявление Костина вполне закономерным: «Представьте, что банк выдал кредит владельцу ларька в Москве, а потом государство в лице мэра Собянина приняло решение все ларьки снести. Как возвращать кредит? Костин прав — это ненадежные заемщики, они государству не нужны. Впрочем, сильные и надежные также не нужны, потому что они будут самостоятельны и независимы».
С этим отчасти согласен и Владислав Корочкин: «Пока государство не покажет реальными, последовательными решениями, что ему малый бизнес нужен, банкам его кредитовать незачем. У такого предприятия риски запредельны — к нему могут прийти контролеры и закрыть его на 90 дней или возбудить уголовное дело по подозрению в уклонении от уплаты налогов».
Эффективность под вопросом
Предприниматель, гендиректор компании URVISTA Алексей Петропольский отмечает, что без господдержки не обойтись: «Только субсидирование процентной ставки стимулировало бы банки кредитовать малый и средний бизнес. Тогда даже на условиях высоких процентов и при тщательном отборе банками проектов, кредиты стали бы более доступными».
На деле все не так просто. В России действует программа поддержки льготного кредитования и госгарантий для МСП. «Внешэкономбанк» через свою «дочку» «МСП Банк» предоставляет средства банкам, которые сами отбирают проекты для кредитования. Однако, по данным Счетной палаты, доля «МСП Банка» на рынке кредитования малых и средних предприятий — всего 1,5 процента, а усредненная ставка по кредитам (12,7 процента) не многим ниже среднерыночного уровня (13,7-14,1 процента).
В середине 2015 года в России была создана новая федеральная корпорация — по развитию малого и среднего предпринимательства. «Есть надежда, что за счет аккумуляции внутри одной структуры уже существующих институтов поддержка малого и среднего бизнеса станет эффективнее», — указывает Владислав Корочкин, уточняя, что реальных целевых показателей нового ведомства не знает. В самой корпорации от комментариев по поводу своей деятельности отказались.