Наутро. 30 марта / комментарий «Полит.ру»

В понедельник стало известно, что Федеральная таможенная служба (ФТС) внесла изменения в правила беспошлинного экспорта товаров юридическими лицами, стоимость которых составляет до 200 евро. Теперь за их отправку предстоит оплачивать сбор в размере от 750 до 1000 рублей, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на представителей  крупных экспресс-перевозчиков. Ожидается, что помимо затрат на отправку таких товаров, сильно увеличатся и сроки доставки небольших посылок из России. Эти опасения связаны с тем, что таможенная служба может просто не справляться с оформлением большого количества отправлений ежедневно.

Основанием для изменений в правила экспорта стало письмо заместителя руководителя ФТС Татьяны Голендеевой, его копия есть в распоряжении издания. В этом документе утверждается, что согласно п. 6 ч.1 ст.131 закона «О таможенном регулировании», таможенные сборы не взимаются в отношении товаров, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых не превышает 200 евро.

При этом отмечается, что, согласно постановлению правительства РФ N191 от 6 марта 2012 года, таможенная стоимость товаров, вывозимых из России, определяется в целях начисления пошлин и не определяется, если в соответствии с законодательством обязанность по уплате пошлины не возникает. Таким образом, в отношении товаров, не облагаемых вывозными пошлинами, освобождение от таможенных сборов не применяется, пишет «Коммерсантъ». Так, в отношении мелкого экспорта сбор будет составлять 750 рублей за каждое отправление с электронным оформлением, при бумажном оформлении сбор составит одну тысячу рублей. «Таможня посчитала, что, если у товара нет таможенной стоимости или она минимальна, на посылку не распространяется льгота на невзимание сборов. За письмо, которое стоит ноль, придется заплатить тысячу рублей», — пояснил изданию президент Ассоциации экспресс-перевозчиков Владимир Саркисов. Он также привел примерные данные экспорта курьерских компаний, по его словам, ежедневно они вывозят из России до 500 посылок по единому реестру, в течение дня все эти посылки отправляют по назначению регулярными авиарейсами. Новые условия замедлят и серьезно осложнят этот процесс.

Основная проблема, о которой изданию рассказал партнер юридической компании Goltsblat BLP Владимир Чикин, заключается в том, что этим своим решением ФТС признала тот факт, что постановление правительства имеет преимущество перед законом РФ. Хотя на самом деле большую силу имеет закон «О таможенном регулировании». Получается, что письмо ФТС стало нормативно-правовым актом, который установил обязанности для неопределенного круга лиц. То, что он утверждает, будет применяться до тех пор, пока это не будет обжаловано в Верховном суде. Либо же это будет применяться, пока официально не утвердят поправки, позволяющие законно брать сбор за таможенное оформление товаров стоимостью до 200 евро. При этом нововведение не коснется тех, кто пользуется услугами отправки товаров через «Почту России», условия для них остаются прежними.

Специалисты по таможенному праву считают невозможным комментировать этот вопрос при отсутствии документа, подтверждающего эти изменения. Представители бизнес-сферы едины во мнении, что такая мера негативно скажется на предпринимательском климате в России.

Так, председатель Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России, предприниматель и общественный деятель Дмитрий Кравченко видит серьезную угрозу для российских интернет-магазинов: «Вне всякого сомнения, эта сомнительная инициатива ФТС приведет к большим проблемам, особенно у компаний малого бизнеса. Не совсем понятно, зачем и без того сниженный уровень спроса на российские товары подвергать еще большему риску. Путь искусственного удорожания российской продукции или корреспонденции в другие страны изначально губителен и для бизнеса, и для конечных потребителей, так как значительно вырастет стоимость. Если оценивать предполагаемые дополнительные поступления в бюджет ФТС от реализации этой меры, то скорее всего сильного увеличения не будет, так как сократится спрос на приобретаемые товары», — полагает Кравченко.

Он считает, что это усугубит инвестиционный климат и оттолкнет бизнесменов из других стран: «Также иностранные резиденты, которые задействованы в данной сфере, зачастую негативно относятся к резкой смене законодательства, а это уже удар по инвестиционному климату, который ввиду последних событий подвергся спаду со стороны западных прямых инвесторов. В целом, можно смело сказать, что данная инициатива не сулит ничего хорошего для бизнеса и притормозит экспортное развитие многих предприятий», — говорит Дмитрий Кравченко.

Генеральный директор юридической компании URVISTA Алексей Петропольский считает, что эти изменения лишь усложнят финансовую ситуацию в и без того сложное время:

«Вводимые новшества несут в себе угрозу немногочисленному российскому бизнесу, работающему в сфере экспорта – пострадают интернет-магазины, экспресс-перевозчики. Увеличатся расходы компаний, которые регулярно направляют документацию за рубеж, используя услуги курьерских компаний, любые затраты бизнеса в конечном счете лягут дополнительной финансовой нагрузкой на потребителей», — рассуждает Петропольский.

«На российском рынке логистики и перевозок не так много игроков, и данная мера явно не стимулирует эту сферу расширяться и развиваться», — замечает он. По словам Петропольского, для российских предпринимателей ситуация усложняется с каждым днем, несмотря на обещанные перспективы: «Вообще антикризисный план правительства России предполагает поддержку малого и среднего бизнеса и высвобождение его из-под гнета административных барьеров, однако на практике мы сталкиваемся с тем, что число этих барьеров неумолимо растет», — заключает Алексей Петропольский.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский