Банки будут проверять паспорта клиентов через ФМС при любых операциях / комментарий «Клерк.ру»

Центробанк России подготовил указание, согласно которому кредитные организации обязываются проверять действительность паспортов клиентов – граждан РФ, используя сайт Федеральной миграционной службы.

Проверять на подлинность паспорт при идентификации клиентов банки будут в рамках любых операций, включая открытие вклада, выдачу кредита, а также при обмене валюты и денежных переводах на сумму свыше 15 тыс. рублей, пишет сегодня газета «Известия». Издание отмечает, что в ближайшее время между банками и ФМС будет налажен информационный канал обмена данными, аналогичный тому, что существует между кредитными организациями и Росфинмониторингом.

Комментируя очередное ужесточение требований по системе работы и проверке клиентов, Алексей Петропольский, директор юридической компании «Юрвиста», отметил, что паспортные данные клиентов банков подвергаются проверке и сегодня. Однако эта процедура не носит обязательного характера, поэтому банки не несут никакой ответственности за ее непроведение.

«Теперь же банки, которые не будут проверять данные заемщика на сайте ФМС, могут быть оштрафованы на сумму до 100 тысяч, а тем, которые будет нарушать это правило регулярно, может грозить отзыв лицензии», — уточнил Алексей Петропольский.

Эксперт не исключил, что новое указание ЦБ будет способствовать сокращению случаев мошенничества в сфере потребкредитования. «В последние годы распространены случаи мошенничества, когда по украденному паспорту берутся займы или товары в кредит. При этом сотрудники банка одобряют выдачу в течении 5 минут по одному документу, не проверяя на сайте подлинность данного документа. И в случае когда данный паспорт был украден или утерян, а его владелец заявил об этом в полицию до подачи мошенниками документов на кредит и сотрудник банка не проверил действительность паспорта, ответственность за выдачу кредита несет Центробанк. Новое же положение перекладывает обязанность проверять подлинность и действительность документов на банки», — отметил директор компании.

Впрочем, данная инициатива вызывает сомнения в техническом плане. «Поскольку портал ФМС не всегда исправно работает, нужно будет выделить какие-то средства для совершенствования сайта, чтобы минимизировать возможность выдачи ошибочного ответа. Вопрос заключается в том — кто понесет эти расходы и не лягут ли они впоследствии на клиентов банков?», — задается вопросом Алексей Петропольский.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский